среда, 20 апреля 2016 г.

Зольная керамическая глазурь.


Натуральная зольная глазурь была одной из первых  используемых гончарами. Еще в  XV в. до н.э. китайцы заметили, что древесная зола при обжиге оседает на керамике, превращаясь в  натуральную глазурь, они активно использовали эту особенность дровяного обжига.  Позднее китайские гончары научились готовить  глазури на основе золы и покрывать ими керамику до обжига,  так легче контролировать поведение глазури во время обжига.  Такая глазурь состояла из смеси золы глины и воды или просто золы и воды.
Пробники с зольной глазурью.


С V  века техника использования золы в декоративных целях развивается в Японии. Это связано с появлением  здесь печей типа анагама, которые были завезены из Кореи . 
В XVI веке в Японии приобретает большую популярность чайная церемония с эстетикой Дзен и ее требованием натуральных природных атрибутов. Поэтому керамика мягких приглушенных цветов с неровной поверхностью, глазурованная с  использованием золы становится очень популярной, возрастает производство керамики с зольной глазурью.
Керамический кувшин с зольной глазурью.

ЕСТЕСТВЕННАЯ ЗОЛЬНАЯ ГЛАЗУРЬ

Во время обжига в дровяной печи, под воздействием силы тяги образующейся при горении дров, зола затягивается в камеру обжига, неравномерно оседает на поверхности изделий и под воздействием высокой температуры плавится, превращаясь в  естественную зольную глазурь.  Хорошо зная особенности своих печей, гончары научились предугадывать распределение глазури на поверхности керамических изделий. При загрузке керамику в печи располагают так, что некоторые участки остаются не покрытыми зольной глазурью, а на других, наоборот, оседает большое количество расплавившейся золы.

Пиала, дровяной обжиг.


ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГЛАЗУРИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗОЛЫ

 Зола составляет всего около 1% от массы сгораемого дерева, поэтому чтобы накопить достаточное количество золы нужно сжечь немало дров.  Полученную золу необходимо просеять и промыть,  в итоге от первоначального количества остается около 30%  золы. 

Простой рецепт зольной глазури – смешать  один к одному золу и легкоплавкую  глину. 
Так же в рецепт  зольной глазури могут входить полевой шпат, мел и другие компоненты.


Цвет и свойства зольной глазури сильно зависят от используемой древесины,  зола различных видов растений  дает интересные цветовые нюансы, например зола грецкого ореха – белый оттенок, а зола дуба - мягкий голубой или зеленый.  

Древесная зола в основном состоит из карбоната кальция, который используется во многих глазурных рецептах, так же в состав золы входит карбонат калия, алюминий, диоксид кремния, небольшие количества железа, магния, фосфора и других химический элементов. Соотношение этих химических веществ зависит от породы дерева,  почвы и местности где оно выросло, все это определяет свойства зольной керамической глазури.
Чаша, дровяной обжиг, зольная глазурь.


12 комментариев:

  1. Доброго дня, Сергей! Очень заинтересовала статья. Сам строю дровяную печь и есть вопрос. Какова температура плавления такой глазури? Что в этом случае является плавнем? Зола или легкоплавкая глина?

    ОтветитьУдалить
  2. Есть подозрение что температура плавления зависит от глины, но она будет не ниже 700°, а вот восстановительные свойства в без кислородной среде скорей всего от золы

    ОтветитьУдалить
  3. Хм... У меня зола пока шла только на огород. Теперь думаю много её уйдет на эксперименты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обжиг зольной глазури начинается от 1200 градусов.

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Сергей, вы проводите дровяные обжиги. Реально ли поднять такую температуру в дровяной печи если она сделана и обычного шамотного кирпича? Сколько дров потребуется на объем приблизительно 80 литров?

      Удалить
    4. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    5. щамотный кирпич поплавится, надо огнеупорный, у меня печной кирпич в топке и на входе в камеру обжига, оплавился. в камере была температура 950. Поднять температуру можно, но нужны хорощие трова, и правильная конструкция печи.

      Удалить
    6. Борис Вы ошибаетесь сильно , шамотный кирпич обжигают при 1300 градусов, при 950 он не может плавиться. У шамота ШБ температура плавления 1600 и больше. Это не мои досужие домыслы - это государственные стандарты на огнеупоры.

      Удалить
    7. Зачем то многие гончары путают начинающих .конечно шамот высокоплавкий но не в первый раз слышу от профессионалов что поплавится это точно нетак

      Удалить
  4. Добрый день. У меня элекрическая печь, подскажите какую температуру и выдержку использовать, чтобы глина-зола расплавилась.
    Пока что пробовала покрывать керамику белой глазурью и посыпать золой (получалось немного эффектов на 1220 градусов с выдержкой 60 мин), но о смешивая глину и золу еще не пробовала.
    У меня есть пара видов своих легкоплавных глин и пару видов золы, надеюсь эксперимент удастся.

    ОтветитьУдалить