пятница, 11 марта 2016 г.

Что особенного в высокотемпературном дровяном обжиге керамики?




Температурные конусы в печи, 1200 градусов.
Высокая температура, открытый огонь,  древесная зола  – взаимодействие этих трех компонентов с глиной и глазурью в процессе обжига делают  керамику дровяного обжига особенной.   А ведь именно за уникальность ценится керамика ручной работы. Высокотемпературный дровяной обжиг, как ничто другое придает каждому изделию неповторимые, индивидуальные черты. При нагреве до температуры около 1300  градусов  и выше, открытый огонь и особая атмосфера в печи, воздействуют на керамику меняя ее внешний вид и свойства.
Огонь выступает соавтором в создании неповторимого облика керамики. Когда я  топлю печь я просто бросаю дрова в топку,  поддерживаю огонь и слежу за температурой, я не могу контролировать то что происходит внутри печи. В этом есть  момент неожиданности и непредсказуемости результата. Это завораживает, каждый обжиг – это неповторимое событие, а каждая вещь уникальна. Я думаю именно поэтому керамика дровяного обжига высоко ценится во всем мире. В Японии, несмотря на высокий технический прогресс, никогда не отказывались от обжига керамики на дровах, во многом благодаря этому японская керамика достигла таких высот. Сейчас многие керамисты во всем мире обращаются к обжигу керамики в дровяных печах, и мне теперь понятно почему.

Когда топишь печь и заглядываешь в нее  там происходит что-то невероятное, настоящая алхимия. Сам обжиг керамики в дровяной печи это настоящее действо, 15 часов ты не отходишь от печи, бросаешь дрова они потрескивают в топке, печь гудит, заглядываешь в нее и ждешь когда наклонится очередной конус, и будет взят новый температурный рубеж.
После обжига
Но лучше любых слов о себе говорит сама керамика дровяного обжига.  Стоит взять в руки вещь из дровяной печи, и ты понимаешь что она особенная. Глазурь, глина, формы изделий все очень гармонично сочетается.  Огонь как бы сплавляет  отдельные компоненты – глазурь и глину в одно целое, легкий налет осевшей зольной глазури выравнивает тон и дает приятные тактильные ощущения, спекшаяся глина дает  ощущение плотности  черепка и прочности керамики дровяного обжига. 
Мне на ум приходит такое сравнение - когда ученик очень долго  трудится над работой, затем приходит мастер и добавляет несколько штрихов, и только после этого  работа становится завершенной. Также и в высокотемпературном дровяном обжиге, огонь как мастер добавляет несколько своих штрихов и керамика оживает.



Комментариев нет:

Отправить комментарий